Нормы и правила браковки грузоподъемных канатов
Нормы и правила браковки грузоподъемных канатов
Эксплуатационные характеристики канатов грузоподъемных механизмов на территории РФ строго регламентированы правилами Гостехнадзора. Их браковка осуществляется по следующим критериям:
- количество обрывов проволоки в прядях каната (зависит от типа крана и характера грузоподъемных работ);
- нарушение структуры (выдавливание сердечника, деформации, перегибы) и износ;
- коррозионное поражение;
- нарушение свивки;
- расплавление материала каната под действием высокой температуры или электрического разряда.
Определение таких нарушений осуществляется в ходе регулярного технического осмотра и сервисного обслуживания крана. Для оценки повреждений применяют следующие методы:
- визуальный осмотр, в том числе с помощью оптических приборов;
- проведение точных замеров параметров изделия и его дефектов с помощью инструментов (микрометра, штангенциркуля);
- наблюдение за изменением параметров в ходе эксплуатации;
- определение скрытых дефектов (ультразвуковые и рентгенографические устройства, дефектоскоп).
Подобные обследования должны проводиться экспертной комиссией на регулярной основе и независимо от того, касается ли дело легкого ручного козлового крана или сверхтяжелого промышленного его аналога. При этом осмотр на наличие заметных невооруженным глазом дефектов, повреждений и изменений грузоподъемного каната должен осуществлять ежесменно сам крановщик. Инструментальные методы обследования допустимо проводить с меньшей частотой, примерно раз в десять дней.