Допустимые и недопустимые виды нагрузок на мостовой кран
Допустимые и недопустимые виды нагрузок на мостовой кран
Основные части мостового крана испытывают нагрузку под собственным весом, к тому же часто на них ложатся нагрузки от подъема и опускания груза и перемещения.
Мост, тележка, канат, металлоконструкции и подкрановые рельсы непрерывно испытывают статодинамические нагрузки. Например, при подъеме груза возникает статическая нагрузка, а при торможении – динамическая. Элементы конструкции при этом не могут оставаться в исходном состоянии – в них возникают различные напряжения. Это прежде всего силы растяжения, сжатия, кручения и изгиба.
Подобные воздействия могут безвозвратно изменить (деформировать) структуру крановых элементов, особенно если происходят во время недопустимых перегрузок. Все деформации металла делятся на упругие и пластические. Первые не имеют последствий – после изменения под нагрузкой структура элемента возвращается в первоначальное состояние. Пластические деформации разрушают крановые детали и полностью выводят их из строя. Перегрузки могут возникать на короткие доли секунды, но при этом иметь существенные последствия.
Такие изменения особенно заметны на примере работы стального кранового каната. Он подвергается растягивающей (от подъема груза) и изгибающей (в барабане) силам. Изначально на канатные проволоки действует упругая деформация, но со временем и при больших нагрузках – пластическая. Со временем изменение длины каната и запаса прочности становится необратимым, что в последствии потребует полной его замены. В противном случае нарушится регулировка ограничителя высоты подъема и, как следствие, возникнет аварийная ситуация с неизбежным последующим ремонтом мостового крана.